МБОУ «Форосская СШ имени А.С. Терлецкого»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Форосская средняя школа имени А.С. Терлецкого» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
МБОУ «Форосская СШ имени А.С. Терлецкого»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Форосская средняя школа имени А.С. Терлецкого» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
https://www.youtube.com/playlist?list=PLH0DgjqY1hMSpIFvByt60TY5rouLMS4JF
https://uchitel.club/webinars/funkcionalnaya-gramotnost
https://academy.prosv.ru/teachers-club#!/tfeeds/201657676611/c/Функциональная%20грамотность
Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru
НЕДЕЛЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (2024/2025 учебный год)
✅Ученики 1 класса (классный руководитель Рогожа Е.П.) приняли участие в ДОЛ-игре «Покупки Волчонка», разработанной и рекомендованной «Банком России». Ребята с удовольствием познакомились с легендой о Волчонке и его покупках. После каждый игрок получил карточку с изображением товаров и 10 купюр номиналом 1 гравик (игровые деньги). Дети с увлечением выбирали товары, объясняя свой выбор. В процессе игры самые юные ученики нашей школы не только получили новые знания, но и развили навыки финансового планирования, а также логическое мышление. Кроме того, они познакомились с такими понятиями, как «бюджет», «доходы» и «расходы».
✅ Ученики 3 «А» класса (классный руководитель Кузнецова И.В.) приняли участие в настольной игре «Шаги к успеху» в рамках финансового проекта «ДОЛ-игра». Данная настольная игра предусматривала выполнение определённых заданий и соблюдение игроками правил. Каждый участник по очереди бросал игровой кубик и «шагал» по «монетам» – в зависимости от количества выпавших очков. Некоторые покупки или действия становились вложением в будущее. Ребята в ходе игры проявили творческую активность и «финансовый азарт». В игровой форме дети узнали о том, как правильно распределять бюджет и зарабатывать деньги, познакомились с такими экономическими понятиями, как «доход», «расход», «капитал».
✅ В 3 «Б» классе (классный руководитель Галичанина В.О.) прошёл урок на тему «Откуда в семье берутся деньги?» В процессе беседы и анализа различных жизненных ситуаций ребята выяснили основные источники доходов семьи. С интересом решали задачи, в которых нужно было рассчитать доход семьи и найти способы увеличения этого дохода, в игровой форме закрепили знания о доходах и расходах семьи.
Смысловое чтение как способ формирования ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.
25 ноября 2024 года учитель русского языка и литературы Однобокова Лилия Анатольевна провела открытый урок по формированию читательской грамотности в 7 классе на тему «Я ему всю жизнь отдала».
Ребята просмотрели советский мультфильм «Просто так» и в процессе беседы погружались в глубины смысла мультфильма.
Разделили понятия на две группы. Первая группа - понятия, которыми должен обладать человек, заслуживающий уважения (положительные качества). Вторая группа- понятия, которые характеризуют человека с отрицательной стороны. Ребята анализировали человеческие качества и выстраивали свои собственные определения их сущности.
Слушали и обсуждали рассказ В.В. Вересаева "Всю жизнь отдала". Для работы с текстом был использован прием читательской грамотности Клоуз-тест. Еще называют как тест дополнения или тест восстановления. Данный прием на уроках русского языка и литературы позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление.
Урок прошёл интересно и познавательно. Ученики активно участвовали в обсуждении, выполняли задания и делились своими мыслями.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
26 ноября 2024 года учитель английского языка Гулага Анастасия Александровна провела урок по формированию функциональной грамотности в 6 классе на тему «Я - взрослый».
Ребята разделись на две команды. После послушали историю про мальчика, который остался на некоторое время с бабушкой, так как родителей срочно вызвали в командировку.
Ребятам нужно было справиться с заданиями по таким направлениям как:
-читательская грамотность
- математическая грамотность
- естественнонаучная грамотность
- финансовая грамотность
- креативное мышление
- глобальные компетенции
Урок прошёл увлекательно, интересно и познавательно.
Функциональная грамотность— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному
и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.).
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
— банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
— открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
— электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся и учителей
Функциональная грамотность включает в себя следующие компоненты:
Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своей цели, расширять свои знания и возможности и участвовать в жизни общества.
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Естественнонаучная грамотность — способность использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах в отношении естественнонаучных проблем; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность о влиянии естественных наук и технологий на материальную, интеллектуальную и культурную сферы жизни общества; проявлять активную гражданскую позицию по вопросам, связанных с естествознанием.
Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Глобальные компетентности — способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.
Полезные ресурсы
1. Функциональная грамотность школьников Общие подходы к формированию функциональной грамотности.
Виды функциональной грамотности.
Банк заданий.
Полезные ресурсы
Ссылка: http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная грамотность.pdf
2. Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
3. Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются:
проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования;
разработка научно-методического обеспечения исследований по оценке качества образования;
сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
Ссылка: http://www.centeroko.ru/
4. СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся
Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы».
Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся
Ссылка: https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
5. Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
6. Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
7. Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
8. Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
9. Примеры открытых заданий по читательской грамотности
Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
ПОЛЕЗНЫЙ материал смотрите здесь: https://fg.resh.edu.ru/
ВСЕРОССИЙСКИЙ ОНЛАЙН ЗАЧЁТ:
https://finzachet.ru/?utm_source=event2023&utm_medium=partner&utm_campaign=ano_publics&utm_content=crimea